закрыть

Сайт задумывался как интернет-памятник Юрию Чудинову.

Представленная здесь информация собиралась многими людьми. Если Вам есть чем поделиться, присоединяйтесь!

Войти на сайт...

о сайте
Один из концертов состоялся в кратере вулкана Дзен-Дзор, что на Камчатке


Рок Лаборатория

Рок Лаборатория

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА КИРОВА»
Дополнительная образовательная программа "Рок-лаборатория"
Возраст детей: 12-18 лет
Срок реализации: 3 года
Педагог дополнительного образования: Чудинов Юрий Александрович
Высшая квалификационная категория
г. Киров
2000 г.

[скачать одним файлом]

Пояснительная записка

По мнению ведущих социологов, рок-музыка - это не только музыка, стихи, танцы, фестивальные столпотворения - это еще и способ философского осмысления бытия, ведущий к формированию системы взглядов, востребованный, прежде всего молодым поколением. Система эта и теперь находится в стадии развития, претерпевает многочисленные, трудно фиксируемые изменения, имеет многочисленные ответвления, не всегда прогрессивные, когда, к примеру, входит в соприкосновение с так называемыми "черными религиями". Поэтому на происходящие в ней изменения не следует закрывать глаза, как не следовало оголтело отрицать все, что касалось рок-музыки в недалеком прошлом. Ведь именно в рок-искусстве немалая часть молодежи видит и находит возможность для моделирования своих идей, ожидаемый отклик на свои проблемы. Несколько слов о специфике жанра.

Специфичным для рок-исполнителя является слабое или никакое знание нотной грамоты. Существует немало превосходных музыкантов, руководствующихся исключительно интуицией, прекрасным слухом и фанатичной преданностью делу. Бытует мнение, приписываемое на Западе Леонардо да Винчи что, все эти "черточки и крючочки" только мешают, не позволяя правильно, то есть вполне свободно извлекать звук. Законом для рок-исполнителя является игра по памяти: не только для сцены, но и для репетиции. По ходу создания композиции музыканты используют только то, что запомнилось, исповедуя, вероятно, принцип, который Микеланджело выразил примерно так: "Сбросьте статую с горы - что отвалится, то лишнее". Фиксируются только готовые композиции способом записи на магнитофон.

Многие с первых шагов являются авторами-исполнителями. Музыку других авторов они не хотят исполнять, либо "снимают" на слух, весьма приблизительно, без всякой системы. Песня, музыкальное сопровождение к ним формируется на репетициях, в ходе совместного музицирования, если и не стихийно, то под управлением лидера, которое носит рекомендательный характер и специфично для каждого отдельно взятого состава.

В рок-музыке мы имеем дело с коллективным творчеством, с необходимостью стимулировать выявление и закрепление отличительных особенностей, раскрытие и реализацию собственного "я" каждым в составе группы для целей создания и исполнения совместных композиций, имеющих определенную направленность, осуществляемых в рамках зтой направленности.

Ребята, создавая свои песни в составах групп, имеют разные "стартовые возможности". Это коллективное творчество, когда каждый вносит свою лепту и получает что-то для себя. В группе кто-то играет техничнее, кто-то едва научился играть. И тот, кто сделал первые шаги, будучи самоучкой, в составе группы осваивает игру на инструменте гораздо быстрее, чем если бы учился этому в музыкальной школе. Причина в способе закрепления навыков - через создание и исполнение новых композиций.

Наличие других групп обеспечивает здоровую конкуренцию, высвечивает отличительные особенности, помогает найти собственный стиль. Межвозрастное сотрудничество помогает увидеть себя со стороны, трезво оценить успехи и ошибки.

Трехлетний опыт работы по типовым программам для ВИА, адаптированным даже для целей подготовки музыкантов в рок-группах выявил много недостатков. Итогом обучения по схеме ВИА является аккомпанирующий состав, способный обеспечить полноценное оркестровое сопровождение для вокалиста-эстрадника. Рок-музыка исключает такой подход, поскольку в создание оркестровых партий участвуют все музыканты группы и деятельность педагога не редко носит характер консультаций, ориентирована на прецедент, либо - на создание такового. Прямой показ, обучение в традиционном ключе не сбрасывается со счетов, но используется лишь при наличии ситуационной востребованности. Такие ситуации, особенно в первый год обучения моделируются с учетом индивидуальных особенностей подростка. Рок-лаборатория в своей деятельности ориентирована на позитив. Это место, куда подросток приходит в пору осознания своего места в жизни, поиска решения, чем себя занять, где ему не навязывается какая-то точка зрения, а предоставляется возможность сделать выбор, проверить качество своих идей на практике - в музыке, сотрудничая со сверстниками в процессе создания и исполнения собственных оригинальных композиций. Рок-лаборатория объединяет ребят от 12 до 18 лет. Мы можем много говорить, учить, не менее важно дать проявить себя в деле, и рок-музыка для подростка - место, где это действительно возможно, ибо рок-культура сегодня - не только среда общения, но и своеобразный исследовательский полигон, где молодые люди могут заниматься моделированием будущего. Вот что, собственно, и определяет необходимость наличия молодежных рок-лабораторий. Нигде больше в наши дни подростки не могут получить возможность выйти со своим творчеством на контакт со сверстниками, наладить обратную связь, преодолеть разобщенность. Участие в деятельности лаборатории способствует формированию художественного вкуса, повышению интеллектуального уровня учащихся, развитию специальных навыков: не только в овладении инструментом, но и в пользовании электронной аппаратурой, звукотехникой, в композиционной деятельности, в общении со зрителем, слушателем в процессе репетиций, по ходу концертной деятельности.

Основная цель программы рок-лаборатории: обеспечить развитие личности учащегося, способствовать формированию позитивного взгляда на происходящее, поиску себя, своего места в жизни. Не многие станут профессиональными музыкантами, но музыка, песня - это возможность создать собственный параллельный мир, наличие которого стабилизирует человеческую личность, расширяет сознание, помогает оригинально мыслить в других областях, находить нестандартное решение ситуаций и задач.

Программа является результатом обширной педагогической деятельности, опыта работы по профилю в Одессе, Запорожье, Томске, Кирове с применением различных методов, средств, технологий, включая традиционные. Следствием учета многообразия ситуаций, выявления оптимальных подходов к их решению является адаптивность программы, ориентированность на требования времени, диктуемые не только стремительной изменчивостью действительности, но и находящейся с этим в неразрывной связи изменчивостью жанра рок-музыки. В настоящее время динамика изменчивости просчитывается. С определенной долей достоверности можно знать наперед, что будет востребовано в музыке в ближайшем будущем, каковы тенденции развития, на что следует делать ударение. Весьма показательно в частности то, что, имея в качестве толчкового импульса, побуждающего мотива западноевропейскую ориентацию, начинающие авторы-исполнители с первых шагов тяготеют к решению творческих задач в русле российской словесности. Тяга к русскому языку уже обуславливается не антимодой, а элементарной исчерпанностью возможностей английской речи в применении ее к рок-музыке, что отмечается во всем мире. В рок-искусство сегодня приходят те, кого музыка, песня интересует не для развлечения, а как способ познания мира, осознанности себя в этом мире. Создавая песни на родном языке, оформляя их в электричестве, с применением современных выразительных средств, подростки занимаются исследовательской деятельностью. Живой русский язык становится ритмообразующей основой их произведений. Это дает возможность вполне естественно, вне идеологий и религиозных доктрин, придать программе требуемую воспитательную значимость.

Таким образом воспитательные функции вытекают из самой идеи программы, заложены непосредственно в ее структуру, поскольку отправной точкой является раскрытие индивидуальности учащегося, его самореализация, самоопределение, фиксация собственного положения в пространстве, обретение способности к творческому сотрудничеству для целей создания общественно значимого продукта. Программа рассчитана на 3 года. Разумеется, ресурс программы этим не исчерпывается. Но дальнейшее сотрудничество подразумевает выход на следующий уровень, с формированием иных задач.


Задачи первого года обучения.
> Образование группы;
> Распределение функций внутри состава;
> Решение проблемы лидера;
> Оптимальная организация репетиционного пространства и времени;
> Спецификация схемы реализации замысла - учет индивидуальных особенностей музыкантов;
> Практика осуществления намерения - произвольное воплощение в песнях,
> Формирование базисной основы репертуара: первичный знаковый набор;
> Закрепление результатов: совместные репетиции, исполнение песен на публике.

Задачи второго года обучения.
> Обретение определенности в стиле: проект "кредо";
> Опыт применения нескольких механизмов оркестровки, выбор удобных схем;
> Изготовление версий отдельных композиций;
> Включение в программу песен других групп, близких по стилю;
> Смысловое обеспечение инструментала;
> Выработка способности словесно объяснять "происходящее" в музыке;
> Взаимодействие текста и музыкального сопровождения - варианты, поиск оптимального;
> Повышение требовательности в отношении ритмической слитности, прописанности партий, чтобы можно было работать в студии;
> Участие в фестивалях;
> Запись песен для итогового сборника.

Задачи третьего года обучения.
> Подготовка сольной программы;
> Опыт работы в других стилях;
> Начало самостоятельной концертной деятельности;
> Участие в фестивалях помимо рок-лаборатории с выездом в другие города;
> Выпуск сольного магнитоальбома;
> Обретение творческой самостоятельности.

Опыт совершенствования образовательной программы показал, что трехлетний цикл обучения является оптимальным для решения поставленных задач. Разумеется, обучение здесь в корне отличается от традиционного. В основе лежат идеи психолога и гуманиста Л.С. Выготского, получившие развитие в работах групп ученых под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Обучение должно вести, развивать, не давать определенную сумму знаний, а обеспечивать развитие личности. Не воспроизвести с возможной точностью мелодию, не заучить стандартный гармонический ход, а заново сконструировать и то и другое, самому открыть. То есть давать надо не правила, а систему теоретических знаний, именно, систему понятий, способствуя тому, чтобы эта система "работала": каждое открытие - "созданный велосипед" - закреплялось при создании очередной композиции, вело к настоящим открытиям, стимулировало дальнейший поиск, саморазвитие, самосовершенствование. Во время занятий участники рок-лаборатории повышают свой теоретический уровень, приобретают навыки игры на электромузыкальных инструментах, в обращении с концертной и студийной звукотехникой, учатся на основе внутригруппового сотрудничества осуществлять свои замыслы по созданию и исполнению на сцене песен и музыкальных композиций.

В лекционной части программа предлагает изучение теоретических основ рок-музыки, истории искусства, основных направлений философии, истории рок-музыки, знакомство с положением в ней в наши дни, перспективой на будущее, а также изучение искусства оркестровки - специфике рок-н-ролла, основных принципов межличностного сотрудничества в процессе создания и исполнения песен.

Разделы теоретического курса построены в соответствии с принципом тематического соответствия, в расчете на стартовые возможности начинающих, которые выявляются в ходе предварительного собеседования. Материал разделов объединен его отношением к рок-музыке, излагается под углом зрения востребованности и применимости на разных этапах становления личности - автора-исполнителя.

Практическая часть курса закрепляет и углубляет знания, полученные на лекциях, развивает умения и навыки фиксации и воплощения замысла, доведения его до стадии сообщения, пригодного для передачи слушателю - на сцене и в студии записи.

Основное внимание уделяется выявлению индивидуальных особенностей, закреплению способности к сопереживанию, сотворчеству с целью самореализации в составе группы, обретению творческой самостоятельности.

Индивидуальные занятия построены по принципу микроскопа: служат для того, чтобы разработать в деталях, углубленно рассмотреть вопросы, вызывающие узконаправленный интерес, решать сиюминутные проблемы.

Будучи ориентированными на прецедент, они, большей частью, не подлежат строгой регламентации, хотя в целом носят вполне стабильный характер и укладываются в устойчивые лимиты времени. Вплотную стыкуясь с практикой, они составляют часть репетиционного времени, а также носят характер консультаций, назначаемых педагогом и тематических бесед по просьбе учащихся. Занятия проводятся в форме лекций с последующим обсуждением на репетиции, практики проведения концертов, фестивалей, совместного целевого музицирования, а также в форме студийной работы, когда результаты фиксируются на магнитоносители.

В ходе лекций - бесед учащиеся получают так называемую избыточную информацию. Объем ее, не смотря на обширность, постоянно просеивается сквозь "сетку вопросов", возникающих по мере практической реализации замыслов учащихся - с учетом возрастных особенностей и логики их эволюции как музыкантов. Кроме того в спектре избыточной информации присутствуют сведения, нужда в которых только назревает - экстраполируемые, тенденциозные, а также разного рода параллелизмы. Эти сведения даются впрок, носят ориентирующий характер, способствуют расширению сознания, закреплению намерения, помогают "намеривать себя в будущее", строить далеко идущие планы. Объем избыточной, иначе говоря, дополнительной информации в тематической части не отражен ввиду необходимости в ситуационном варьировании, ориентированности содержания сообщений на прецедент. Таким образом, обеспечивается динамизм в изложении материала, соотнесение элементов его с ситуацией, взаимодействие с изменяющейся действительностью. Модель построения программного материала - концентрическая. Концерты и фестивали имеют строгую периодичность.

Надо отметить, что каждый фестиваль - это не просто совместный концерт нескольких - от 5 до 20 - групп, подобно художественным выставкам и политическим мероприятиям, это тщательно продуманный акт массового духовного общения, когда каждый слушатель, не только музыканты, чувствует себя в центре чего-то нового, неизведанного.


Учебная программа / Содержание программы

Раздел 1. Теоретические основы рок-музыки.
1.1. Первичные понятия.
Отличительные особенности жанра. Ритмообразующая основа английской речи. ЭВМ и искусство. "Принцип телеграфа". Лингвистика и "рок". Русский язык с точки зрения статистического анализа - в поле крупнейших мировых языков. Проблемы восприятия. Преодоление ритмических несоответствий: почему хард-рок не возможен на русском языке. Понятия об оптимизации. Принцип разумной достаточности. Минимализм. Конкретное искусство. "Музыка тишины".
1.2. Синтез направлений в искусстве.
Цветомузыка. Системы Мусоргского, Скрябина, Римского-Корсакова, Чурлениса. Перевод с одного языка на другой: с языка музыки на язык живописи и обратно. Отличительные свойства физического и музыкального времени в изложении Стравинского. Синтез жанра в творчестве универсальных личностей. Леонардо да Винчи. Единство мира в призме универсализма. Некоторые законы творчества. Друзья и враги. Интуиция. Техницизм. Дилетантизм. Расширение сознания - в трактовке Николая и Елены Рерихов. Использование некоторых свойств: идеализация, гармония ошибок.
1.3. Математика и музыка.
Пифагоризм. Гармония целочисленных отношений. Пифагорова гамма. Математика колебания струны и тайны гармонии. "Гармония сфер". "Святые числа". От Одиссея Гомера до Постороннего Камю: история искусства в числах. "Игра в бисер" Германа Гессе и новый пифагоризм. Математический аппарат А.С. Пушкина. Цолькин: майя - прорицатели гармонии. "Числа судьбы". Циклы, нашедшие отражение в рок-искусстве.

Раздел 2. История искусства.
2.1. Математика исследует запутавшуюся историю.
Монолог, диалог, "любовный треугольник" в греческой трагедии. Феспис, Эсхил, Софокл, Еврипид. Система построения греческой трагедии - модель искусства последующих двух тысячелетий. Мифологизация искусства. Новая хронология - в изложении ученого-энциклопедиста Морозова Н.В. и академика Фоменко А.Т. Линии живописи, музыки, литературы: Джотто, Леонардо, Микеланджело, Рафаэль; Гендель, Бах, Бетховен, Моцарт; Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов. Воздействие на современное искусство творчества Веласкеса, Эль Греко, Гойи, а также Иеронима Босха, Петера Брейгеля старшего. Особая роль музыки Нидерландов: Лассо и Жаннекн. Что объединяет творчество писателя По, композитора Айвза, комика Чаплина. Метаморфозы восприятия: изменение видения и оценки произведений искусства во времени.
2.2. История поэзии.
Значение поэтов, их личности, поэзии в становлении литературных языков, воздействие на речь разговорную, или обратная связь. Гомер - "воспитатель" Греции. Шекспир - легенда и реальность; язык оригинала и переложения. Вийон - язык "арго"; цикличность словоформ. Данте и Петрарка. Особенности итальянского языка: для поэзии. "Декамерон" Джованни Боккаччо: зарождение обрамления. Обрамление в поэмах Гомера. Прочие параллелизмы. Сервантес, Пушкин А.С, Федерико Гарсия Лорка. Суфии Ближнего Востока и Средней Азии: претензии на всеохват. Поэзия и мировосприятие. Отношение к музыке, песне. Восточная поэзия: Китай, Вьетнам, Корея, Япония - созерцательность как принцип жизни; влияние религий. Индийская поэзия. Характерные черты. Индия и Арабский Восток - взаимопроникновение, претензии и борьба. Тибет: брожение культур. Рерихи и "Агни-Йога" - с точки зрения поэзии. Поэзия народов центральной Америки. Краткий обзор скандинавской поэзии: язык гештальтов.

Раздел 3. Современное искусство.
3.1. Основные тенденции в искусстве 20 века.
Экзистенционализм. Сюрреализм. Психоанализ. Сведения о Камю, Сартре, Бунюэле, Дали и Джозефе Хеллере - в связи с романом последнего "Что случилось", а также о Кондинском и Пикассо - в связи с упоминанием об абстрактной живописи, поэзии. Самое оригинальное произведение живописи 20 века. Почему не имеет теории реализм. Жанр "фентези": от Говарда до Сапковского - метаморфозы "героя". Красный цвет в картинах Коро. Импрессионисты в живописи и музыке. Экспрессия Андрея Платонова. Эклектика Булгакова, Кафки и Маркеса. Миры Карлоса Кастанеды. Кинематограф: Висконти, Бунюэль, Антониони, Феллини и Бергман. Основополагающая роль Эйзенштейна. Особенности творчества А. Тарковского. Киноязык. Конфликт кадров. Законы монтажа. Полиэкран - фильм "Тысячи Христов". Параллель с творческими решениями в музыке Айвза. Теоретизацня искусства. Искусство и наркотики. Кризис жанров. Журнализм Хемингуэя. Трагичность судеб: Хемингуэй, Гоген, Ван Гог - диагностика века.
3.2. Массовое искусство.
Законы. Оригинальное и банальное: соотношение в массовом искусстве. От модели к серии. Серийная постановка рефлекса. Имитация. В системе вещей. Что такое "попса" по отношению к рок-культуре. "Селекционеры" в музыке. Шоу-бизнес и новые технологии. Цивилизация имитаторов.

Раздел 4. История рок-музыки.
4.1. Классический рок-н-ролл: от истоков до Элвиса Пресли. Музыкальные особенности и тексты. Феномен как понятие. Феномен рок-н-ролла. Феномен "Битлз". Биг-бит. Биографические данные по группам "Битлз", "Роллинг Стоунз", "Энималз", "Прокол Харум", "Кристи", "Манкис", "Би Джиз". Особенности музыки перечисленных групп. Тексты. Взаимосвязь с движением "хиппи". Вудстокский фестиваль. Отличительные особенности в формировании вкусов  западной и советской молодежи. Вьетнамская война и молодежная революция. "Пиратские радиостанции" - на Западе и в Союзе. Значения биг-бита.
4.2. "Хард-рок" - или "тяжелый рок". Сведения о группах "Лед Зеппелин", "Дип Перпл", "Блег Саббат". Особенности стилей и текстов. Значение "хард-рока". В чем выражается сегодня его наследие.
4.3. Психоделическая культура. Биографические данные по группам "Дорс", "Пинк Флойд". "Шаманизм" Моррисона. Взаимосвязь с французскими шансонье. Основные свойства, особенности музыки, текстов.
4.4. Минимализм примитивный рок. Группы " Криденс", "Шокинг Блу", "Мидл оф зы роуд, "Смоки" и ранний "Би Джиз". Особенности стиля и текстов. Интервал присутствия. Общность судьбы. Значение и место.
4.5. Арт-рок, или прогрессивный рок. Музыка интеллектуалов. Экспериментальное поле. "ЭЛП", "Йес", "Генезис", "Джетро Талл" и "Кинг Кримсон". Взаимодействие с фолк-музыкой, джазом и симфонической музыкой. Синтез стилей и направлений. Эклектика. Статус.
4.6. Панк-рок. Группы "Джой Дивижн", "Клэш" и "Сэкс Пистолз". Философия саморазрушения.
4.7. Кризис рок-культуры. "Гамбургская машина". Как появилась музыка "диско": элементы музыки "супертремп". Последствия для рок-культуры. Логика преображения: блюз - регги - диско - рэп - техно - рейв; хард - металл - трэш - дез - металл; джаз-рок - симфо-рок - поп-рок - "новый классицизм".
4.8. Рок-музыка сегодня: "новая волна", "постпанк", "гренж", "неохиппи", "инди", "брит-поп" и "фанк". Характеристика терминологий рок-музыки - значения и недостатки. Основные тенденции в современной музыке.

Раздел 5. Русский рок. Истоки, бытность, перспективы.
1 год - общебиографические сведения и тексты;
2 год - гармония, ритмообразующая основа слов;
3 год - оригинальное и банальное.
Песня в Союзе: эстрада и "барды". Анчаров, Высоцкий, Визбор, Окуджава. Влияние романсовой лирики. Взаимодействие с музыкой "шансон". Жорж Бранссенс, Жак Брель, Серж Лама, Сальваторе Адамо и другие - особенности жанра шансон. Параллель с классическим рок-н-роллом. От Эдит Пиаф до Далиды и Милены Фармер. Бард-рок, акустический рок Башлачева, Гребенщикова и Шевчука. Вторичность в искусстве групп "Аквариум", "ДДТ", "Чайф", "Алиса" и "Машина времени". Русский фолк-рок - группа "Дети", группа "Калинов мост". Особое положение, занимаемое у нас музыкой групп "Кино", "Зоопарк", "Звуки Му". Поэзия Цоя, Науменко, Мамонова. Самость А. Башлачева, трагедия поэта и времени. Излагается 3 разных подхода к русскому слову, русской песенности настоящего времени: от А. Грацкого до А. Башлачева. Причины сегодняшнего кризиса. Перспективы дальнейшего развития жанра у нас и за рубежом: отличия ритмообразования в русской и английской речи.

Раздел б. Взаимодействие музыки и философии, музыки и основных религиозных доктрин.
Конфуций. Представления о благородстве. Роль искусства в идеальном государстве. Образ идеального государства у Платона, Томаса Мора, Томазо Кампанеллы. Музыка в идеальном государстве. Зороастр. Биографические данные. Авеста. Музыка и огнепоклонники. Будда. Элементы биографии. Буддизм и искусство. Христос. Отличительные особенности искусства христианских народов: искусство вышло из храма. Отличительные черты православия. Биография Иисуса под углом зрения старой и новой хронологии. Новая хронология и Магомет. Ислам и искусство. Особый подход. Суфийские ордена. Школы суфиев. Руми и Омар Хайям. Музыка, магия, сновидение, танец - язык танца. Тибетская Йога, Тайные Доктрины. Магия речи. Миларепа - биографические сведения. Поэзия и трансовая музыка тибетских лам, влияние на современное западное искусство. Музыка Индии. Влияние буддизма на современную философию - связь с движением "хиппи". "Агни Йога" Елены Рерих. Рерихи о Шамбале. Калачакра - календарь шамбалы. Календари Майя. Общие черты. Предсказания будущего на основе этих календарей. Эпоха смены парадигм. Русский космизм. Николай Федоров: критика западного и восточного буддизма. Философия общего дела: общие положения.Проективная роль искусства. Научные работы А.С. Пушкина. Циклические процессы. Новейшие тенденций в современной философии. Теогносеология. Влияние на искусство.

Раздел 7. Музыка в кинематографе.
Принципы: иллюстрация, параллелизм. Музыка шумов в фильмах Антониони и Андрея Тарковского. "Репетиция оркестра" Феллини. Рок-исполнители в качестве авторов или действующих лиц. Фильмы "Битлз", "О, счастливчик". Фильмы, озвученные рок-музыкой - "Забриски Пойнт". Клипмекерство. Недостатки и возможности.

Раздел 8. Звуковая студия. Техника и методы использования. Некоторые сведения о звуке. Природа звука. Голос. Ухо человека. Громкость звука. Громкость и частотный диапазон. Слух и звукотехника. Стереофония. Разнесенные микрофоны. Магнитная запись. Планирование и проведение звукозаписи. Рабочая зона микрофона. Основные процедуры звукозаписи. Установка номинального уровня. Приемы сигнализации в студии. Запись "минусовок" с последующим наложением вокала, других партий. Оснащение студий. Микшерский пульт. Регуляторы уровня, стереоканалов, аппаратная студия, микрофоны. Шумы студии. Практическое использование акустики. Использование низкокачественных микрофонов для воспроизведения ''действительности''. Музыкальный баланс. Звуковые эффекты. Регулировка уровня и микширование. Шумы. Формирование звука. Искажения и условности. ''Конкретная музыка". Преобразователи звука инструментов и голоса. Контроль качества. Искажения. Потери высоких частот. Магнитная лента: помехи и искажения. Компрессоры и ограничители. Монтаж магнитных фонограмм. Звук и слушатель. Звук и воображение. Понимание и запоминание. Что делает запись интересной.

Раздел 9. Практическая работа по созданию, оркестровому оформлению и исполнению песен, музыкальных композиций.
Подбор группы. Выявление лидера, особенностей, статуса, функций. Организация внутригруппового сотрудничества. Выбор первичной смысловой и стилевой ориентации - в музыке, текстах. Проведение отбора и анализа произведений предшественников, близких по стилю, направленности. Определение наиболее подходящего и осуществимого способа воплощения замысла. Репетиционный процесс. Исполнение чернового варианта песни, музыкальной композиции. Обсуждение. Устранение недостатков. Подготовка песни к исполнению ее на фестивале. Компоновка двенадцатиминутной программы. Исполнение программы на фестивале и обсуждение - с учетом мнения аудитории, откликов прессы, отзывов музыкантов других групп рок-лаборатории. Выбор цели на будущее: конкретизация намерения. Решение проблемы имиджа группы. Формирование репертуара - в ходе репетиций по отрегулированной схеме взаимоотношений, специфичной для каждого состава. Участие в фестивалях. Подготовка и проведение сольного концерта - не менее часа общей продолжительности. Участие в фестивалях, которые проводятся в других городах страны.

Раздел 10. Практическая работа в студии записи.
Выбор песен, пригодных для записи - по намеченным заранее критериям. Прописывание партий, окончательная фиксация планов, упразднение разночтений, возможности варьирования. Обсуждение и решение задач звукорежиссуры. Решение технических задач. Репетиции в студии. Пошаговая отстройка аппаратуры. Запись "минусовок". Наложение вокала и дополнительных партий музыкальных инструментов. Монтаж сборника песен группы. Составление и монтаж сборника песен групп, которые входят в рок-лабораторию. Тиражирование.

Раздел 11. Фестивали. Концерты.
Определение задач фестиваля. Подбор состава участников. Формирование программы фестиваля с учетом стилевых особенностей групп. Написание сценария, проекта ведения. Подготовка к фестивалю включает также ремонт и аренду звукотехники, рекламу, составление и тиражирование буклетов, проведение совместных репетиций, генеральной репетиции, оформление сцены, работы по информационному обеспечению происходящего - через средства массовой информации, перевозку звукотехники, другие работы, включая световое оформление и подготовку оператора. Подведение итогов по завершении фестиваля. Постановка задачи на следующий фестиваль. Анализ результатов.


Ожидаемый конечный результат.
1 год обучения: общая ориентация (закладываются теоретические основы для дальнейшего саморазвития - с учетом возрастных особенностей).
По завершении его учащиеся:
1) будут разбираться в рок-музыке, ориентируясь в основных ее направлениях; понимать место и значение этой разновидности музыки в искусстве вообще, взаимосвязь с классикой, с другими жанрами;
2) будут иметь представление о взаимодействии классической, народной и авангардной поэзии;
3) будут разбираться в истории искусства: получат начальные представления о цикличности процессов, происходящих в природе и обществе;
4) будут знать отличительные особенности основных религиозных доктрин, как религии влияют на музыку;
5) будут ориентироваться в основных направлениях философской мысли, включая современные и архаические - для целей формирования своего взгляда на искусство, приведения его в соответствие с внутригрупповыми задачами;
6) будут уметь распределять функции внутри состава, используя различные схемы осуществления замысла для того, чтобы в дальнейшем выработать оптимальную, отвечающую индивидуальным запросам каждого;
7) сформируют базисную основу репертуара из песен собственного сочинения, наиболее удачные исполнят на фестивале;
8) сформулируют задачи на будущее.

2 год обучения: конкретизация намерения (теория вплотную соприкасается с практикой).
По завершении его учащиеся:
1) обретут навыки применения теоретических выкладок в своем творчестве;
2) научатся использовать варьирование в стилях, версии собственных композиций для поиска наилучших.
Завершится подготовка музыки и текстов для первого этапа работы в студии: будут записаны некоторые композиции на магнитоносители.
Будет наработан репертуар. Второй год обучения - это активная концертная деятельность. Музыканты принимают участие во всех этапах подготовки и проведения фестивалей, определяются в стиле, умеют объяснить свое творчество, изобразить перспективы.

3 год обучения: осуществление замысла.
По завершении его учащиеся:
1) умеют самостоятельно подготовить сольный концерт;
2) формулируют "кредо" - определились в стиле.
Репертуар музыкантов включает не менее 20 композиций собственного сочинения; тексты песен читабельны - самодостаточны без музыкального сопровождения, представляют художественную ценность в глазах сверстников. Из песен, записанных в студии, собран магнитоальбом, в который включены наиболее удачные произведения, исполнение которых отличает ритмическая аккуратность, прописанность партий, соблюдение единства стиля.

Результатом теоретической подготовки является наличие программы дальнейшего сотрудничества в составе группы, способность излагать и отстаивать свою точку зрения - осознание местоположения в пространстве, ориентация на позитив: для чего и для кого я делаю то, что делаю, создавая и исполняя рок-музыку - концептуальный подход.

Музыкантам приходит известность в пределах области, прежде всего среди сверстников, представляются возможности для тиражирования магнитоальбома, демонстрации музыки группы по местному радио и телевидению, участие - при наличии дополнительных условий - в фестивалях, которые ежегодно проводятся в других городах России, за ее пределами. Для некоторых музыка становится профессией. Остальные получают таким образом способ организации досуга, место продуктивного общения, возможность построения параллельного мира, моделируют будущее, сочиняя и исполняя песни для своих друзей. Ибо, как говорили древние, для человека нет большего счастья, чем петь.

Диагностика результативности образовательного процесса.

Диагностика развития обучающихся в соответствии со свойствами жанра имеет свою специфику. Она производится относительно собственного стартового уровня возможностей учащихся в плане сочинения и исполнения песен следующими способами:
1. Контрольные прослушивания.
Проводятся с периодичностью, увязанной с практикой проведения фестивалей, то есть четыре раза в год. В процессе контрольных прослушиваний выявляется степень готовности к конкретному выступлению, фиксируется изменчивость во времени уровня сыгранности группы, исполнительского уровня ее участников, выявляются тенденции дальнейшего развития их композиционных возможностей.
2. Проблемные собеседования.
Их периодичность не регламентируется. Она диктуется задачами закрепления основных тем лекционных занятий. В ходе проблемных собеседований выявляется уровень освоения полученных знаний, корректируются формы подачи материала, сообразно с прецедентом смещаются приоритеты - приводятся к соответствию с индивидуальными запросами учащихся.
3. Демонстрационный способ: организация и проведение концертов, фестивалей, закрытых концертов, проводимых внутри лаборатории. 
Это стабильная возможность осуществлять текущий контроль и диагностику развития групп, личности отдельных исполнителей и коллектива лаборатории в целом по всем направлениям. Кроме того посредством проведения фестивалей осуществляется внешняя диагностика, целям которой служат отзывы, появляющиеся в средствах массовой информации, на радио и телевидении. Периодичность: для первого года обучения один раз - итоговый годовой фестиваль: для второго - два-три раза в год, в зависимости от степени готовности группы; для третьего года обучения - не менее трех раз в течение года, включая сольный концерт.
4. Коллективный анализ выступления группы на концертах, фестивалях, закрытых концертах, проводимых внутри лаборатории.
Проводится на первой послеконцертной репетиции каждой группы, где выступление группы является предметом анализа. В результате происходит оценка со стороны педагога деятельности учащихся; выявляются слабые и сильные стороны, формулируются намерения на будущее.
5. Диагностические собеседования на репетициях.
Проводятся способом включения педагога в творческий процесс по ходу создания песен и оркестровок к ним. Их периодичность не регламентируется. Диагностические собеседования выявляют степень участия в творчестве группы каждого музыканта, возможности для повышения творческой отдачи.
6. Коллективный анализ записей композиций группы, сделанных в студии, либо на репетиции - для внутреннего пользования.
Записи на репетиции являются предметом анализа способности музыкантов приводить партии к требуемой на соответствующем этапе сбалансированности. Студийные записи, сделанные для выпуска на сборнике, проводятся только в течение третьего года обучения. Они выявляют уровень группы по отношению к другим группам города, уровень состоятельности музыки, текстов, творческих возможностей, перспектив на будущее, имеют значение демонстрационного материала: показывают группу в наиболее выгодном для нее свете, когда устранены недостатки в той мере, в какой музыканты способны на это к концу обучения по программе, то есть на выходе нее.Условия реализации программы.

Психолого-педагогичеекие:
> образование педагога - высшее и специальное, обеспечивающее наличие навыков владения музыкальными инструментами;
> педагог должен иметь:
- опыт работы в составе групп, исполняющих рок-музыку;
- опыт работы в студии записи - в качестве исполнителя, оранжировщика, звукооператора, звукорежиссера;
- наличие навыков наладки, отстройки, ремонта аппаратуры; расширенная специализация в использовании музыкальных инструментов рок-состава, включая синтезаторы;
- опыт работы по организации и проведению фестивалей, концертов, наличие концепции на этот счет, учитывающей специфику жанра;
- иметь багаж собственных сочинений, чтобы не получилось как в известном афоризме: кто умеет - тот творит, а кто не умеет - тот учит.
> педагог должен знать возрастные особенности жанра, динамику становления и развития личности автора-исполнителя в различных ее вариантах;
> педагог должен:
- уметь способствовать адаптации музыкантов в группах, в коллективе, организовывать межгрупповое, межвозрастное сотрудничество, помочь при выборе специализации;
- уметь включиться в творческий процесс на разных стадиях работы над музыкальными композициями, текстами песен, дать компетентный совет, весомую рекомендацию, несколько вариантов таковых.


Материально-техническая база:

- помещение для репетиций,
- помещение для студии записи,
- помещение для проведения лекционных занятий на 50-70 посадочных мест;
- музыкальные инструменты: гитары акустические, электрогитары - бас, соло, ритм, клавишные инструменты, ударная установка;
- звукотехника: усиление и акустика общей мощностью 300 ватт - для репетиций в электричестве, преобразователи звука, микрофоны, микшерский пульт, соединительные шнуры, провода экранированные с соответствующими разъемами;
- аппаратура для студии записи: магнитофоны, микшерскнй пульт, микрофоны, линии обработки сигнала,
- аудиокассеты, магнитная лента,
- микрофонные стойки, подставки под клавишные инструменты,
- шкафы, стол, стулья, сейф для хранения музыкальных инструментов.

Звукотехника для фестиваля арендуется.

Список литературы для педагога:

1) И.А. Аксенов. С. Эйзенштейн. Портрет художника. М "Киноцентр" 1991
2) Хосе Аргуэльес. Фактор майя. Томск. "Зодиак" 1994
3) Жан Бодрийяр. Система вещей. М. "Рудомино" 1995
4) М. Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб. "Востоковедение" 1994
5) Брокгауз-Эфрон. Хронология всеобщей и русской истории. СПб. 1905
6) ФЕ. Витачек. Очерки по искусству оркестровки. Изд. "Музыка". М. 1979
7) А.В.ВОЛОШИНОВ. Пифагор: союз истины, добра и красоты. М. "Просвещение". 1993
8) Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М. "Просвещение". 1991
9) Л. С. Выготский. Вопросы детской психологии. Изд. «Аркти». 1998
10) Геродот. История. Ленинград. "Наука" 1972
11) Гомер. Одиссея. М. "Правда" 1984
12) Т. Гончарова. Эврипид. М. "Молодая гвардия" 1986
13) В.В. Давыдов. Проблемы развивающего обучения. М. "Педагогика". 1986
14) В.В. Давыдов. Теория развивающего обучения. М. "Интор".1996
15) Альбер Камю. Бунтующий человек. М. "Политическая литература" 1990
16) Л.И. Климович. Книга о Коране. М. "Политическая литература" 1988
17) Н.О. Лосский. История русской философии. М. "Советский писатель". 1991
18) А. Моль. ЭВМ и искусство. М. "Наука" 1981
19) А. Нисбетт. Звуковая студия. М. "Связь" 1979
20) Г.В. Носовский. Новая хронология Руси. М. "Факториал" 1997
21) Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М. "Искусство" 1991
22) Л. С. Переломов. Слово Конфуция. М. ТОО "Фабула" 1992
23) Платон" Собр. соч. М. "Искусство" 1990
24) В.Сергеев. Рублев. М. "Молодая гвардия" 1990
25) Шарль де Тольнай. Босх. М. "Искусство" 1992
26) Роберт Уоллэйс. Мир Леонарда. М. "Терра" 1997
27) Н.Ф. Федоров. Собр.соч. в 4 т. М. "Прогресс". 1995
28) А.Т. Фоменко. Новая хронология Греции. МГУ. М. 1998
29) П. Чаадаев Изб. соч. и письма. М. "Правда" 1991
30) Идрис Шах. Суфизм. М. "Калашников, Комаров и К 0". 1994
31) В.И. Эванс-Венц. Тибетская йога и тайные доктрины. Киев. "Пр.Укр" 1993
32) Эсхил. Трагедии. М. "Наука" 1989
33) Ф. Блум, А. Лейзерсен. Мозг, разум и поведение. Изд. "Мир". М. 1988
34) Агни-Йога. Русский духовный центр. М. 1992
35) Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. 1990
36) Бунюэль о Бунюэле. М. "Радуга" 1989
37) Висконти о Висконти. М. "Радуга" 1990
38) Коран. М. "Анс-Принт" 1990
39) О Тарковском. М. "Прогресс" 1989
40) Поль Валери об искусстве. М. "Искусство" 1993
41) Программа для внешкольных учреждений. М. "Просвещение" 1986
42) Циклические процессы в природе и обществе. Материалы международных конференций. Изд. Ставропольского университета. 199443) Журнал «Бумеранг»
44) Журнал «Молодежная Эстрада».
45) Журнал «Музыкальная Жизнь».
46) Журнал «Ровесник».
47) Журнал «Театр».

Список литературы дли детей:
1) А.В. Волошинов. Пифагор: союз истины, добра и красоты. М. "Просвещение". 1993
2) Гомер. Одиссея. М. "Правда" 1984
3) Т. Гончарова. Эврипид. М. "Молодая гвардия" 1986
4) Альбер Камю. Бунтующий человек. М. "Политическая литература" 1990
5) Г.В. Носовский. Новая хронология Руси М. "Факториал" 1997
6) Платон. Собр. соч. М. "Искусство" 1990
7) Б.Сергеев. Рублев. М. "Молодая гвардия" 1990
8) Шарль де Тольнай. Босх. М. "Искусство" 1992
9) Роберт Уоллэйс. Мир Леонарда. М. "Терра" 1997
10) А.Т. Фоменко. Новая хронология Греции. МГУ. М. 1998
11) П. Чаадаев Изб. соч. и письма. М. "Правда" 1991
12) Эсхил. Трагедии. М. "Наука" 1989
13) Бунюэль о Бунюэле. М. "Радуга" 1989
14) Висконти о Висконти. М. "Радуга" 1990
15) Журнал «Бумеранг».
16) Журнал «Молодежная Эстрада».
17) Журнал «Музыкальная Жизнь».
18) Журнал «Ровесник».
19) Журнал «Театр».

Проспект дидактического пособия

«Из истории рок-музыки: основные направления рок-музыки»

Разработал: Чудинов Ю.А., педагог дополнительного образования, высшая кв.к.

г. Киров

2000

Структура пособия:

1. Аудиокассета "Из истории рок-музыки: основные направления рок-музыки", 90 мин.
2. Аннотация по использованию с краткой характеристикой музыкальных композиций по стилям.
Пособие прилагается к программе "Рок-лаборатории". Адресовано педагогу и учащимся для совместной работы.

Целям ознакомления с основными направлениями рок-музыки, обучения игре на гитаре, ударных служат аудиокассеты. В данном случае представлен сборник, в который входят песни и музыкальные композиции групп, чей вклад в рок-музыку считается определяющим. Сборник является ретроспективой - используется для общего ознакомления с историей становления жанра. Ориентирован на первый год обучения - начальный период. Основное внимание уделяется английской тематике. Песни французских шансонье позволяют увидеть отличительные особенности музыкального мышления по разные стороны Ла-Манша. Американское присутствие ограничено классическим рок-н-роллом Карла Перкинса (1), музыкой групп "Криденс" (2) и "Дорс" (11), а также - современной группы "Саундгарден" (20).

3. Жак Брель "Амстердам" - песня, в которой знаменитый французский шансонье применил один из приемов, сделавшимся ключевым во многих композициях рок-музыки: остинантное повторение тоники - для целей фокусировки внимания.
4. "Битлз". Преображение, происшедшее с рок-н-роллом от соприкосновения с европейской традицией хорошо иллюстрирует песня "Революция" в исполнении Джона Леннона.
5. "Шокинг Блу". Характерной для женского вокала является техника солистки группы. Многие композиции выполнены в стиле "фолк-рок".
6. И опять "шансон" (песня Сержа Лама). Стиль, оказавший на русскую рок-музыку - через бардов воздействие, не уступающее воздействию английских и американских музыкантов.
7. "Лед Зеппелин". Основоположники так называемого "хард-рока". Звучит заглавная композиция первого альбома группы.
8. "Дип Перпл" - еще один представитель "хард-рока". Кроме соло-гитары, здесь солирует и электрический орган.
9. "Эмерсон, Лайк и Палмер" - группа, которую относят к основоположникам "арт-рока" или "прогрессивного рока". Открывается эра синтезаторов музыки. Особая роль ударных инструментов.
10. "Супертремп" - группа, в чьем творчестве критики находят предпосылки "поп-рока", широко использованы электронные "клавиши" и саксофон. Отличительная особенность вокальной партии: применение фальцета.
11. "Дорс" - группа, один из столпов психоделической культуры, из числа первых "культовых" команд.
12. "Пинк Флойд" - группа, также занимающаяся "психодилией". Использует элементы конкретного искусства, драматургию, философское осмысление бытия - в музыке, текстах. Космизм группы.
13. Джон Леннон.
14. Пол Маккартни - После распада "Битлз". Лаконизм произведений первого и тяготение к симфонизму - второго.
15. "Клэш" - "панк-рок". Позитивный вариант. Музыка социального протеста.
16. "Джой Дивижн" - "панк-рок". Депрессивный вариант. Музыка безысходности.
17. "Секс Пистолз". Панк-рок. Негативный вариант. Музыка саморазрушения.
18. "Хэппи Мандейс" - музыка "новой волны".
19. "Стоун Роузес" - переход от "волны" к "брит-попу".
20. "Саундгарден" - стиль "грандж".
21. "Блер" - стиль "брит-поп".
22. "Ред хот чили пейперс" - стиль "фанк".

____________________________________________________________________

Примечание: цифры являются порядковыми номерами записей на аудиокассете.

Музыкальные композиции предлагаются для прослушивания во время лекций по истории рок-музыки. Перед прослушиванием педагог знакомит ребят с биографическими данными участников групп, особенностями стиля исполняемой ими музыки, предлагает обратить внимание на характерные элементы, которые можно применить в своем творчестве. После прослушивания предполагаются комментарии, дополнения, ответы на вопросы, обмен мнениями.

РЕЦЕНЗИИ

Методист по музыкальному воспитанию ИУУ (Институт усовершенствования учителей) г.Киров Е.Л.Булычёва
Предложенная автором программа отличается оригинальностью и несомненной новизной. В качестве теоретической основы своей программы Чудинов Ю.А. использовал труды выдающихся учёных: Л.С.Выгодского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. Деятельностный подход автор ставит во главу угла в процессе как теоретического, так и практического осмысления проблемы исследования, а также принципы по системе интенсивного, развивающего обучения легли в основу разработанной автором программы. Комплексный, интегративный характер освоения рок-культуры, принцип "погружения" создаёт условия для творческого развития рок-музыкантов. Несомненным достоинством программы является опора на истоки, бытность, перспективы русского рока. Кроме того, программа обеспечена практической работой в студии записи. Программа, предложенная автором, посвящена актуальной проблеме: развитие творческих способностей, художественного вкуса, музыкальной культуры подрастающего поколения. Не секрет, что катастрофические изменения в сторону бездуховности современного общества, отсутствие стабильности на всех уровнях, включая идеологический и культурный, утрата традиционной культуры превращается в острейшую социальную проблему для молодёжи. Данный курс имеет большую педагогическую значимость. Конкретное содержание программы по годам обучения вполне успешно позволяет достичь целей, сформулированных в пояснительной записке. Учитывая, что программа проверена автором на практике и внедрена в учебно-воспитательный процесс, считаю необходимым одобрить её и рекомендовать к опубликованию.

Преподаватель Кировского Училища искусств по классу эстр.ф-но, бас-гитара, аранжировка, ансамбль эстрадного отделения Д.В.Лукьянов
Работа представляет интерес с точки зрения развития восприятия окружающего мира у подростков на базе идей философии, теософии, литературы и художественного искусства. Интересны также приемы обучения и попытка соединить звук, цвет, форму идеи формирования творческой личности, с независимым суждением. На мой взгляд, достаточно глубоко нельзя познать все представленные в программе течения в философии и т.д., но с познавательной точки зрения это вполне приемлемо.
Недостатком программы является, на мой взгляд, отсутствие в программе каких-либо специальных муз.предметов, таких как, специальность, сольфеджио, теория музыки, гармония классическая, гармония эстрадно-джазовая и т.д.
Резюме: на уровне кружка при ЦДЮТе конечно безусловный интерес, польза. А если рассматривать с профессиональной точки зрения как выпуск музыкантов с уже сформировавшимися муз.навыками, то здесь очень много "проколов" и ненужных предметов.
Пожелания: больше внимания уделять муз. предметам: нотной грамоте, муз.анализу;
пытаться записывать свои сочинения на ноты;
пытаться "подражать", "снимать" solo известных музыкантов.

Зав.эстр.дух.отделения Кировского Училища искусств, худ.руководитель биг-бэнда и дух.оркестра, педагог-методист В.Н.Фейгин
Работа представляет определенный интерес для лекторийной работы (практики) в старших классах общеобразовательной школы, училищ и вузов при условии полной разработки материала лекций с учетом возрастных групп. Большим достоинством педагога является обширные знания в области мировой общественной культуры и стремление передать эти знания.
Пояснительная записка проработана убедительно и достаточно подробно. Теманизм программы достаточно широк и может привести к предполагаемому конечному результату.
Не отражено в программе:
1) начальное обучение, критерии подхода к отбору детей (желание, муз.данные, поэтические способности, степень развития);
2) программа не базируется на конкретном музыкальном материале ведущих групп западных и отечественных;
3) большая перегрузка знаний по междунар.общ.культуре снижает баланс в доле конкретно рок музыки;
4) отсутствует методика обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся детей.
Список литературы изобилует отдельными философскими изданиями, но отсутствует литература по рок-музыке и ее предшественнику джазу. Переизбыток литературы по различным религиозным течениям и искусству авангарда может иметь негативные последствия в воспитании детей.
Не получили отражения в программе социальные, бытовые и популярные стороны рока и его течений (рок, поп, бит): хард-рок, софт-рок, джаз-рок и другие.

Зам.директора ЦДЮТ по научно-исследовательской работе Ж.В. Зорина
Чтобы дополнительное образование детей могло осуществлять свои социально-педагогические функции, необходимо обновление его содержания. Это означает сегодня создание новых образовательных программ, отражающих специфику дополнительного образования, основная задача которого заключается в формировании интеллектуальной культуры самообразования, а не просто в том, чтобы дать дополнительные знания или научить тому, чему не учат в школе. Именно такой программой, на мой взгляд, является программа Чудинова Ю.А. 
Педагог при ее разработке исходил из принципов:
- ориентации на гуманитарную культурологическую направленность дополнительного образования детей;
- необходимости Формирования у ребят целостного восприятия мира;
- обращение к тем областям знаний, проблемам, темам, которые являются личностно-значимыми для детей той возрастной группы, для которой разработана образовательная программа;
- развитие личных качеств, способствующих активизации познавательных интересов ребенка, его креативности.
Основная особенность программы - гибкость использования. Формы практической реализации программы разнообразны и позволяют простраивать ситуацию успеха для каждого участника рок-лаборатории. Предложенная программа достаточно результативна. Об этом говорят проводимые рок - лабораторией концерты, городские фестивали, записанные музыкальные сборники и диски.

Ассистент кафедры культурологи ВГНУ Чащина С.В. 
Программа Рок-лаборатории, предложенная Ю.А.Чудиновым, представляется интересной, оригинальной, сбалансированной с точки зрения соотношения практики и теории, учитывающей психологические особенности подросткового возраста.
Автор видит свою задачу не только в передаче ребятам собственно музыкальных знаний, а также знаний, связанных с историей рок-искусства, но в развитии общего кругозора подростков, приобщении их к мировому культурному наследию, а в итоге в самоопределении юного человека в окружающей его жизни и культуре.
Важнейшим достижением данной программы является широкий синтетический подход к культуре в целом. Рок-культура рассматривается при этом не изолированно, но в связи с другими направлениями в музыке, другими видами искусства (поэзией, живописью), философией, наукой (математикой, историей) и техникой. При этом большое внимание уделяется концептуальному осмыслению основных закономерностей бытия как такового (с упором на числовые закономерности), а также пронизывающей его исторической логики. В подобном ракурсе рассмотрения человеческой культуры автор придерживается не столько устоявшихся научных точек зрения, избегающих крайностей и индивидуалистического толкования тех или иных фактов, сколько точки зрения человека рок-культуры, поэтому некоторые положения могут показаться подчас спорными, не очень убедительными, бьющими скорее на внешний эффект. 
Однако подобная эффектность подачи многих сложнейших вопросов как истории, так и теории культуры представляется в данном случае оправданной. Во-первых, она достаточно целостна, аргументирована, порождена личной интеллектуальной позицией автора, выработанной на основе изучения новых научных трудов, а также различных культурных первоисточников. Таким образом, уже на основе личного примера дается установка подопечным на поиск своего взгляда на волнующие их вопросы. Во-вторых, подобная «эффектность» безусловно порождена опытом работы с подростками, учетом психологических особенностей данного возраста, когда обостряется интерес к самым глобальным вопросам мироздания, связанным с поиском своего места в этом мире, в жизни как таковой, при этом нарастает негативизм по отношению ко всему давно привычному и знакомому, в частности, к традиционным формам подачи материала. Лекционный материал, предложенный Ю.А.Чудиновым, по истории и теории искусства, философии, поэзии подается нетривиально, в будоражащей подростковое сознание, запоминающейся форме, при этом автор сознательно не только не обходит стороной сложные вопросы, а наоборот заостряет на них внимание учащихся, заставляя их самих включаться в интенсивную интеллектуальную деятельность и создавая яркие творческие импульсы для собственно музыкального творчества подростков, повышая их уровень требовательности к самим себе.
Важно подчеркнуть, что при всем глобализме затрачивающихся проблем, нередко спорности некоторых положений автор дает ориентацию на их научное, а не интуитивистско - мистическое разрешение, что особенно важно при работе с молодыми людьми, определяющимися в жизни. Та же установка на анализ, четкое понимание желаемого и планомерное достижение результата прослеживается и в практической части - развитии музыкального творчества ребят.
Предлагаемая форма творческой работы, синтезирующая теоретические и практические занятия, является действительно лабораторией, основной музыкальной базой которой служит рок, но где поднимаются и обсуждаются самые разные вопросы культуры, искусства, истории, жизни в целом.